Translate

вівторок, 8 березня 2016 р.

Стаття Гната Стеценка для газети "Вечерний Новосибирск" : "Александр Пушкин и Тарас Шевченко встретились в Новосибирске "

 Вряд ли встречались в Петербурге знаменитый Пушкин и крепостной Шевченко на литературных вечерах петербургской знати. Слишком рано ушел из жизни певец свободы Александр Пушкин. Не дождался он свободолюбивого украинского Тараса. ... 

Раньше Шевченко на 13 лет Пушкин посетил Оренбург. Он хотел вдохнуть воздух пугачовщины, что бы глубже познать восставших против царя. Месяц ехал Пушкин, останавливаясь в разных городах. Тараса Шевченко в сопровождении жандарм доставили в Оренбург за 7 дней. Так спешили царские слуги быстрее предать Тараса службе рядовым в Оренбургском батальйоне.
В 1915 году в России отмечался год литературы. Заметно или не очень проходит это событие, сказать трудно. Конечно, писателям об этом напоминали, и они напоминали читателям, знакомя со своими произведениями. В сентябре в нашем городе состоялось два особых события, посвященных литературе: отрытие бюста Александру Пушкину во внутреннем дворике Художественного музея и Тарасу Шевченко на улице Тараса Шевченко, в сквере Законодательного собрания Новосибирской области.
Среди пришедших на оба события можно было услышать, что мол Пушкин и Шевченко никогда не были в Новосибирске, а зачем им памятник тут ставить. Как ответить на такой вопрос?
Разве только своим присутствием надо заслужить на почет? Много людей приезжали или живут в нашем городе, но памятники ставят тем, кого хотелось бы отметить за их участие в добрых делах. И какие же добрые дела совершили эти два поэты для Сибири? Своими произведениями увековечили наш край.
Вот отрывок из стихотворение Пушкина, которое знает каждый ученик старших классов. К стати, знали его и в украинских советских школах.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут. (1827год)

Это стихотворение поэт написал сразу после того, как «декабристов» сослали на каторгу, а их было много, тысячи. Пушкин верил, что его слова дойдут в «каторжные норы», темницы рухнут.
А вот как Тарас Шевченко обратился к каторжным декабристам через 30 лет, зная, что они еще не на свободе. Ниже отрывок из поэмы «Юродивый»
Та цур їм, тим царям поганим!
Нехай верзуться їм кайдани,
А я полину на Сибір,
Аж за Байкал; загляну в гори,
В вертепи темнії і в нори,
Без дна глибокії, і вас –
Споборники святої волі -
Із тьми, із смрада, і з неволі
Царям і людям напоказ
На світ вас виведу надалі
Рядами довгими в кайданах»
( Юродивий, 1857, Нижній-Новгород).
Преклонение Тараса перед перед декабристами было безграничным, особенно после того, как он испытал солдатской каторги. Возвращаясь из ссылки поэт разыскал дочь декабриста Пущина, нарисовал ее портрет и посвятил взволнованные строки:
Я думой полечу в Сибирь
И в Забайкалье, гляну в горы,
В вертепы темные и норы
Без дна, глубокие, и вас,
Поборников священной воли,
Из тьмы, из смрада и неволи,
Царям и людям напоказ,
Вперед вас выведу, суровых,
Рядами длинными в оковах…
В отличие от Пушкина, который верил, что настанет настанет лучшая пора, темницы рухнут, и друзья их встретят и меч отдадут, Тарас Шевченко обещал вывести их на свет, а не ждать свободы от царей.
Вспомните и другое стихотворение Пушкина:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не заростет народная тропа,…
Нет весь я не умру – душа в заветной лире,
Мой прах переживет…
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня вся кущий в нем язык.

Шведский славист Алфред Энсен, специально выучивший украинский язык, чтобы глубоко исследовать творческое наследие Шевченко, сказал «В истории мировой литературы он поставил себе памятник, сильнее бронзы».
Может быть поэтому в городе есть улицы Пушкина и Шевченко, библиотека имени Пушкина и Шевченко. А в библиотеках полное собрание сочинений этих поэтов.
. Грузинский поэт Акакий Церетели (автор знаменитого «Сулико») так отозвался об украинском поэте «Шевченко видел только раз на своем веку, но я впервые понял из его слов, как надо любить родину и свой народ»
Критик Добролюбов, один из немногих крититков, кто своим блестящим умом понял Шевченко писал о нем:«Тарас Шевченко — поэт совершенно народный, такой, какого мы не можем указать у себя».
А с каким пафосом отозвался о поэте русский писатель В. Вересаев «Любить Шевченко – любить Украину, любить Украину – любить Шевченко»!
Как приятно, что в нашем городе появились такие культурные сооружения. Не очень-то принято у нас ходить к памятникам, а тем более возложить цветы. Жаль того памятника-бюста Николаю Гоголю, что стоит почти на проезжей части дороги, как бы спрашивая, куда же ты спешишь Русь великая?
Надеюсь, что новосибирцы найдут повод посетить новые и старые памятники. Не проходите мимо. И пусть они в камне или в бронзе, они ждут вас, чтобы поделиться своими мыслями. А Вы поделитесь своими. Такова жизнь.
Пямятники, поставленные нашими предками или современниками, всегда напоминают нам, что были же такие великие люди. Помним о них. Просил же наш Тарас Шевченко в своем «Завещание»:
І мене в сім’ї великій,
В сім’ї вольній, новій,
Не забудьте пом’янути
Не злим, тихим словом.

Вот и помянули двух великих поэтов на сибирской земле. Честь и слава тем, кто все это сделал – поставили эти два памятника.
Гнат Стеценко, октябрь 2015 год

Немає коментарів:

Дописати коментар